Инклюзивное образование

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.

В нашей школе учатся 26 ученика с ограниченными возможностями здоровья

Количество обучающихся по адаптированным программам, обучающихся совместно(инклюзивно) в классах.

Нозология Вариант программы классы Кол-во детей
слабослыщащие или позднооглохшие 2.2 1-4 1
с тяжелым нарушением речи  

5.1

1-4 1
5-9 2
Задержка психического развития 7.1-7.2 1-4

5-9

7

6

с расстройством аутистического спектра 8.3-8.4 1-4 8

Родители ,имеют возможность выбора формы организации образовательного процесса, в текущем учебном году:

Семейная форма 5 учеников
Образование на дому (по заключению врачей) 11 учеников
Инклюзивно в классе 27 учеников
Ресурсный класс 8 учеников

Подробно о ресурсном классе -здесь (ссылка на документ)

Нормативные документы

Федеральный уровень

Федеральный государственный образовательный стандарт федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденную приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023

https://base.garant.ru/406586955/#block_1000

Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333385/3a4dd72491ad79e747ff94d55b053e4912f858df/

Региональный уровень

Постановление «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

https://minobr.donland.ru/documents/active/34258/

Муниципальный уровень:

Приказ МОПО РО № 596 от 20.06.2023

Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону от 19.01.2021 № УОПР-13 «Об утверждении Плана-графика мероприятий по вопросам инклюзивного образования города Ростова-на-Дону на 2021-2024 годы»

Приказ Управления образования города Ростова-на-Дону от 19.01.2021 № УОПР-04 «О внесении изменений и дополнений в приказ Управления образования города Ростова-на-Дону от 19.01.2021 № УОПР-13»

Ресурсный класс, в рамках инновационного проекта  «Адаптация и обучение обучающихся с РАС через модель инклюзивного образования «ресурсный класс»

Муниципальное образование МБОУ «Школа 37»
Общие сведения про иновационную площадку Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра,8 учеников
Полное название образовательной организации, имеющей статус ОБИП муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 37 имени героя Советского Союза Гурвича С.И.»

МБОУ «Школа № 37»

Название инновационного проекта/программы Адаптация и обучение обучающихся с РАС через модель инклюзивного образования «ресурсный класс»
Кадровый состав Учитель, 8 тьюторов, логопед, дефектолог, психолог

Обеспечение кадровых условий реализации АООП НОО, ОО и ДО для обучающихся с РАС

ФИО руководителя Цыганенко И.Н.
Контактный телефон (рабочий руководителя) (8632) 222-06-24
ФИО ответственного исполнителя Шехавцова И.М.
Адрес электронной почты и телефон ОО, имеющей статус ОБИП email:37_rosdon@mail.ru
Количество учеников в классе 8 учеников  с РАС
Среда образования Кабинет для занятий, комната отдыха, комната психолога
Документы  для организации ресурсного класса Приказ 596 от 20.06.2023

ПОЛОЖЕНИЕ о создании и работе «Ресурсного класса» для детей с расстройствами аутистического спектра

Инструкции педагогам ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА РЕСУРСНОГО КЛАССА

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ТЬЮТОРА РЕСУРСНОГО КЛАССА

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА РЕСУРСНОГО КЛАССА

Учебный план Учебный  план АООП НОО ОВЗ РАС (8.3)
Фотогалерея  

Памятка для работы с учениками с РАС