В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В нашей школе учатся 26 ученика с ограниченными возможностями здоровья
Количество обучающихся по адаптированным программам, обучающихся совместно(инклюзивно) в классах.
Нозология | Вариант программы | классы | Кол-во детей |
слабослыщащие или позднооглохшие | 2.2 | 1-4 | 1 |
с тяжелым нарушением речи |
5.1 |
1-4 | 1 |
5-9 | 2 | ||
Задержка психического развития | 7.1-7.2 | 1-4
5-9 |
7
6 |
с расстройством аутистического спектра | 8.3-8.4 | 1-4 | 8 |
Родители ,имеют возможность выбора формы организации образовательного процесса, в текущем учебном году:
Семейная форма | 5 учеников |
Образование на дому (по заключению врачей) | 11 учеников |
Инклюзивно в классе | 27 учеников |
Ресурсный класс | 8 учеников |
Подробно о ресурсном классе -здесь (ссылка на документ)
Нормативные документы
Федеральный уровень
Федеральный государственный образовательный стандарт федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденную приказом Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1023
https://base.garant.ru/406586955/#block_1000
Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333385/3a4dd72491ad79e747ff94d55b053e4912f858df/
Региональный уровень
Постановление «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
https://minobr.donland.ru/documents/active/34258/
Муниципальный уровень:
Приказ МОПО РО № 596 от 20.06.2023
Ресурсный класс, в рамках инновационного проекта «Адаптация и обучение обучающихся с РАС через модель инклюзивного образования «ресурсный класс»
Муниципальное образование | МБОУ «Школа 37» |
Общие сведения про иновационную площадку | Ресурсный класс для детей с расстройством аутистического спектра,8 учеников |
Полное название образовательной организации, имеющей статус ОБИП | муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Школа № 37 имени героя Советского Союза Гурвича С.И.»
МБОУ «Школа № 37» |
Название инновационного проекта/программы | Адаптация и обучение обучающихся с РАС через модель инклюзивного образования «ресурсный класс» |
Кадровый состав | Учитель, 8 тьюторов, логопед, дефектолог, психолог
Обеспечение кадровых условий реализации АООП НОО, ОО и ДО для обучающихся с РАС |
ФИО руководителя | Цыганенко И.Н. |
Контактный телефон (рабочий руководителя) | (8632) 222-06-24 |
ФИО ответственного исполнителя | Шехавцова И.М. |
Адрес электронной почты и телефон ОО, имеющей статус ОБИП | email:37_rosdon@mail.ru |
Количество учеников в классе | 8 учеников с РАС |
Среда образования | Кабинет для занятий, комната отдыха, комната психолога |
Документы для организации ресурсного класса | Приказ 596 от 20.06.2023
ПОЛОЖЕНИЕ о создании и работе «Ресурсного класса» для детей с расстройствами аутистического спектра |
Инструкции педагогам | ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА РЕСУРСНОГО КЛАССА |
Учебный план | Учебный план АООП НОО ОВЗ РАС (8.3) |
Фотогалерея |
|